Способы переработки шин — преимущества и недостатки

Проблема переработки отслуживших свой срок шин стоит остро во многих странах. В этом вопросе важен не только экологический аспект, но и экономический, ведь материал, полученный при переработке, является хорошим сырьем для химической промышленности. Узнаем, какие способы переработки сейчас используются в мире, насколько они эффективны и безопасны.


рециклинг шин

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 410
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Основные методы переработки

Виды переработки использованных автошин можно разделить на две группы:

  • электромеханическое измельчение;
  • обработка, меняющая химическую структуру.

Переработка шин данными методами различна по принципу действия и получаемого сырья. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, о которых стоит поговорить подробнее.

измельчение шин

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 351
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Актуальность проблемы


Огромные свалки автомобильных покрышекВ России очень остро стоит проблема переработки использованных покрышек. Каждый год эти отходы в миллионах тонн складируются на полигонах, на свалках, в местах, для этого не предназначенных. В геометрической прогрессии растет и количество автомобилей как у предприятий, так и у частных лиц. Объем отработки шин в России и странах СНГ составляет всего чуть больше миллиона тонн.

Причина — в недостаточном количестве предприятий, занимающихся переработкой, и в отсутствии централизованной системы сбора автошин.

Лишь небольшое количество покрышек располагается в специальных местах, оборудованных для долгого хранения. Но даже такое хранение представляет повышенную опасность загрязнения окружающей среды. Изношенные шины представляют опасность в случае их возгорания, так как температура при их горении такая же, как у каменного угля, и погасить пожар довольно трудно. Кроме того, при горении в воздух попадает много вредных веществ.

Грызуны заводятся на свалках с покрышкамиПри длительном хранении на одном и том же месте резина не разлагается и может служить пристанищем для грызунов и насекомых. Не стоит забывать и о том, что для хранения требуются все новые земли. Единственно правильное решение этого вопроса — переработка шин. С 2006 года закапывание и сжигание автомобильных шин в странах Евросоюза запрещено.

Придерживается этих правил и Россия. С недавних пор в стране существует система надзора за своевременной сдачей предприятиями отработанных шин.

Многие бизнесмены, занимающиеся утилизацией, доказали на правительственном уровне важность и доходность данного производства, используя изношенные покрышки в качестве сырья для получения полезных продуктов: резиновой крошки и металла. Таким образом, актуальность создания производства переработки шин сводится к защите окружающей среды и изготовлению продуктов, имеющих спрос на мировом рынке.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1837
Источник: https://vtothod.ru/pererabotka/osobennosti-pererabotki-avtomobilnyh-shin

Механические методы переработки шин

Этапы утилизации автомобильных покрышекВсе виды переработки изношенных шин, которые применяются в настоящее время, делятся на две группы: механические и химические. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. С точки зрения безопасности окружающей среды механический метод является относительно безопасным и применяется в большинстве стран мира. Суть его состоит в следующем:

  1. Шины моются и разрезаются на куски.
  2. С применением магнитной сепарации полученное сырье очищают от металлокорда.
  3. Затем все это нагревается, если переработка происходит при высокой температуре, или охлаждается (если переработка происходит при охлаждении).
  4. Резиновое сырье измельчается.
  5. Крупная крошка перетирается и доводится до нужного размера.

Отрицательной стороной этого метода можно назвать высокую себестоимость, так как для измельчения шин необходимо дорогое оборудование. Также большие средства затрачиваются на электроэнергию. Но, в отличие от химических способов, можно отметить простоту и отсутствие вредных веществ.

Кроме того, совершенно не изменяются технологические параметры. Существуют и другие способы измельчения изношенных шин, но некоторые из них широко не используются.

Самые известные из них:

  • измельчение с помощью роторного диспергатора;
  • при помощи озонного ножа;
  • бародеструкционный способ;
  • измельчение с помощью взрыва.

Резиновая пыль после переработки покрышекВ роторном диспергаторе измельченная резина с помощью сдавливания превращается в резиновую пыль, которая способна вступить в реакцию с разными смесями. Применяется в основном при изготовлении новых автошин и в кровельных работах. Переработка озонным ножом предусматривает воздействие озона на резину в особой камере, где происходит измельчение.

При бародеструкционном методе покрышки режут и измельчают, потом в камере под высоким давлением и высокой температурой резина доводится до текучего состояния и отделяется от металлокорда. В результате выходит очень мелкая резиновая крошка.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1925
Источник: https://vtothod.ru/pererabotka/osobennosti-pererabotki-avtomobilnyh-shin

Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии


переработка покрышек как бизнес

Метод кажется привлекательным. Поэтому о нем стоит поговорить более подробно.

Сжигание одной тонны покрышек дает примерно столько же тепловой энергии, что и одна тонна энергетического угля.

В чем проблема? Во-первых, покрышки нельзя сжечь на обычных теплоэлектростанциях. Нужно специальное оборудование и подготовка сырья. Во-вторых, сера при сжигании образует большое количество диоксида серы (сернистый газ). Это требует установки специальной очистки. Проблема решается, но оборудование стоит очень дорого. В-третьих, полихлориды при недостаточной температуре сжигания образуют одно из самых опасных веществ – диоксин. Имеющийся международный опыт свидетельствует о том, что такой метод имеет право на жизнь только при переработке очень больших количеств (более 100 тонн) в день, требует огромных капиталовложений и рентабелен только в случае дотирования (финансовой поддержке) со стороны государства.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 953
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Другие методы измельчения покрышек

Существуют и другие методы измельчения старых шин, но по разным причинам многие из них не получили широкого применения. Наиболее известные способы переработки:

  • с использованием роторного диспергатора;
  • метод озонного ножа;
  • бародеструкционный метод;
  • ударно-волновое измельчение (взрывоциркулярное).

Для роторного диспергатора покрышка измельчается на небольшие куски. Затем резина сдавливается в гильзе и проходит через отверстие диаметром около 1 мм. В результате получается мелкая резиновая пыль с высокоразвитой поверхностью, способная эффективно вступать в реакцию с другими компонентами смесей. Такая пыль используется для изготовления сорбентов, новых автошин, материалов для кровельных работ и тд.

резиновая крошка

Переработка покрышек методом озонного ножа включает в себе воздействие озона на изношенную резину в специальной камере и последующее механическое измельчение. Озон способствует разрушению структуры резины, облегчая дальнейшее измельчение покрышки механическими методами. В результате из старой шины получается чистая резиновая крошка и металл, при этом отсутствует необходимость в сепарации, так как металл и резина при воздействии озона сами отделяются друг от друга.

При обработке бародеструкционным методом шины сначала разрезают и измельчают, а затем в специальной камере под воздействием высокого давления и температуры доводят резину до текучести, отделяя ее от металлического корда. В итоге получается мелкая резиновая крошка с размером гранулы около 0,8 см.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1505
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Пиролиз покрышек


Процесс представляет собой нагревание материала до 400–500 градусов без доступа кислорода (воздуха). При этом образуется пиролизный газ, жидкая углеводородная фракция, сажа и отходы металлокорда. Вы можете найти прекрасную калькуляцию продуктов. Например, из 1 тонны покрышек можно получить 500 кг жидкой углеводородной фракции (топливо и даже бензин!), 200 кг газа (идет на нагревание реактора и экономит топливо), 200 кг технического углерода и 100 кг металла. В чем же проблема? Задайте себе вопрос, а куда исчезает сера, если ее в составе до 10% и диоксид кремния. Очень просто. Большая часть серы переходит в сероводород (сильнейший яд, вещество 1 класса опасности), который содержится в газах пиролиза. Другая часть серы образует сероуглерод и другие соединения, которые уходят в жидкую фракцию. И, наконец, в остатке, который стыдливо называют техническим углеродом, находятся сульфиды металлов (в основном, натрия и кальция). Куда исчез диоксид кремния – в остаток. Еще более сложная судьба полихлоридов. Часть из них переходит в остаток, часть образует хлористый водород (не подарок!), а часть образует диоксины, которые могут быть во всех продуктах. Этот «технический углерод» не будет использовать ни один из ответственных потребителей. Закопать его тоже нельзя. Переработав таким образом шины, мы породим кучу новых проблем. Эти проблемы решаются, но требуют больших капиталовложений, что ставит под вопрос рентабельность этого метода без помощи государства.

мини завод по переработке шин

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1486
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Измельчение покрышек с целью получения резиновой крошки

Суть метода очень проста. Покрышки измельчаются. При этом образуется три продукта – металл, резиновая крошка (направления ее использования мы рассмотрим ниже) и отходы текстильного корда.

При такой переработке практически не происходит химических изменений (не образуются новые токсичные отходы).

Это главное преимущество метода. В чем проблемы? Очень трудно отделить от резиновой крошки текстильные нити и полученный таким образом текстильный материал – это практически новый отход. Мы далее покажем как можно решить эту проблему. Но на начальных этапах лучше заняться переработкой чисто металлокордных покрышек. Это существенно снизит капитальные затраты. Ключевыми проблемами при строительстве мини-завода по переработке шин являются следующие проблемы.

  1. Выбор места для размещения производства. Строительство или использование существующих сооружений.
  2. Подбор, закупка и установка оборудования.
  3. Получение лицензии на переработку.
  4. Формирование надежных каналов получения сырья и сбыта готовой продукции.

Рассмотрим все по порядку.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1079
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Мини-завод по утилизации автопокрышек


Завод по переработки автомобильных покрышек и шинЧтобы открыть любой бизнес по переработке мусора, нужно вначале изучить рынок спроса. При открытии первого производства по переработке шин в большом городе это делать необязательно. Вначале надо составить бизнес-план. Произвести регистрацию можно на индивидуального предпринимателя или ООО (стоит 800 и 4 000 рублей). Будет необходима лицензия на работу с малоопасными отходами, выдает ее Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Срок действия ее не ограничивается, стоит 7 500 р. Необходимо получить еще разрешение у санэпидемстанции и пожарной службы.

Такой бизнес не разрешается открывать в жилых районах и поблизости к ним. Можно взять в аренду заброшенные заводы или отдельные помещения в действующих. Площадь мини-завода должна быть около 300 квадратных метров, чтобы поместить оборудование, складские помещения для сырья и готового продукта, бытовую комнату для рабочих. Самое трудное и затратное в этом деле — это купить оборудование.

Необходимо приобрести следующую технику:

  • приспособления для измельчения резины;
  • станок, на котором разрезаются покрышки;
  • конвейер для подачи сырья;
  • Оборудование для завода по переработки автомобильных покрышеквоздушный сепаратор — 1 и магнитный — 2 шт.;
  • вибрационное сито для крошки — 2 шт.;
  • бункера для хранения металла — 1 шт. и для сбора продукции — 1 шт.;
  • пылеочиститель;
  • электрический щит;
  • погрузчик.

Также необходимо купить ящики для крошки, рабочую одежду, компьютер и оргтехнику для учета. Для работы на заводе необходимо 12 человек:

  • мастер участка — 2 чел.;
  • операторы — 4 чел.;
  • грузчики — 2 чел.;
  • водитель — 1 чел.;
  • приемщик старых шин;
  • менеджер продаж — 1 чел.;
  • работник бухгалтерии — 1 чел.

Как подобрать персонал для завода по переработке шин

Часть обязанностей по руководству и поиску потребителей берет на себя руководитель. Так как работать предстоит с отходами, возможно, люди часто будут увольняться, поэтому должна вестись кадровая работа. Что касается сбыта продукции, основными ее покупателями должны стать строительные организации, кому нужна и сама крошка, и различные изделия из нее.

При сумме вложений 3 550 000 рублей, ежемесячных расходах 455 000 рублей, ежемесячных доходах 1 203 000 рублей бизнес окупит себя за полгода. Для того чтобы бизнес по утилизации шин развивался успешно, необходима поддержка на государственном уровне, как это практикуется во многих европейских странах.

Два года занимался переработкой автошин пиролизом, но дело потерпело фиаско. Оборудование брало много электроэнергии, расходы окупались только при непрерывной работе оборудования, каковой у меня не было. Живу в большом административном центре, старых покрышек валялось кругом предостаточно, но непрерывную работу не смог обеспечить. Однажды пришла комиссия с проверкой, наложили штраф за отсутствие очистительного агрегата, а он стоит дороже всего моего оборудования. Денег взять негде, вот ничего с этим бизнесом и не вышло.

Я считаю, что просто заниматься переработкой автомобильных покрышек невыгодно, надо что-то и производить. Я, к примеру, стал в этом же цехе изготавливать резиновую плитку, и теперь у меня есть покупатели из других областей.

Я долго не мог получить лицензию на открытие домашнего завода, затем полгода осваивали производство напольной плитки из старых покрышек. Купили станки, оборудование, правда, многое пришлось переделывать под наше помещение. Сами справились с очищением, набрали хороших специалистов, организовали доставку старых шин. С поиском покупателей проблем нет. Текучести кадров не наблюдается, рабочие держатся за свои места. Конечно, в бизнесе этом не все просто, но пока справляемся. Хорошо бы еще государство помогало.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3643
Источник: https://vtothod.ru/pererabotka/osobennosti-pererabotki-avtomobilnyh-shin

Переработка шин в России и в Европе

Европейские страны могут похвастаться уровнем переработки старых шин, достигающим 90%. Около 20% из них восстанавливают и используют повторно, 40% уходит на получение тепла, а больше 30% — превращается в крошку.

свалка шин

К сожалению, средние показатели по всему миру не настолько высоки — менее 40% покрышек подвергается обработке, а 60% непереработанной резины отправляется на свалку.

Важно! Каждый год в мире появляется около 10 млн. тонн новых отходов от старых автомобильных покрышек, что делает экологическую ситуацию просто катастрофической. Очень важно уделять пристальное внимание данной проблеме и внедрять методы переработки в странах, где она не развита.

В России ситуация совсем печальна, хотя год от года она постепенно улучшается. Сейчас объем переработки шин составляет около 10%, причем за последние несколько лет он вырос на четверть. Организации по переработке шин в России работают еще не слишком активно, в нашей стране люди не привыкли вкладывать деньги во вторичное производство, утилизацию и переработку.

Одна из дополнительных проблем состоит в том, что переработать покрышки отечественного производства, распространенные в России, Беларуси и других странах ближнего зарубежья, сложнее, чем европейские. Наши старые шины дополнительно укреплены радиально-синтетическим кордом, а большая примесь текстиля создает большие трудности для обработки. В итоге переработка отечественных шин выходит значительно дороже и сложнее, чем покрышек западного производства, с цельнометаллическим типом корда.

Дополнительная информация! Самыми распространенными методами обработки в России считаются дробление и пиролиз. Следует отменить, что пиролиз запрещен в некоторых развитых странах из-за вредного воздействия  на экологию. Однако более дорогостоящие методы переработки отечественные предприниматели считают слишком дорогими, поэтому используют их значительно реже.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1907
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Производственная площадка и здания


Даже мини-завод по переработке шин требует достаточно большой площадки. Большую часть производственной площадки будет занимать склад сырья (покрышек) и готовой продукции. Линия по переработке шин занимает достаточно большую площадь – 150–300 м2. Это лучше уточнить после выбора оборудования. Высота здания (или ангара) 5–6 метров. Производственная площадка должна быть достаточно удалена от жилой застройки. Минимальное расстояние 200-500 м. Лучшее место – промзона. При переработке шин материал достаточно сильно нагревается и выделяет летучие вещества со специфическим запахом. Местная вентиляция обязательна. Необходимо в составе вентиляционного оборудования предусмотреть специальные поглотительные патроны. Их производят промышленно.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 772
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Сдаем резину на переработку

Однако повод для оптимизма все же есть — за последние несколько лет в России появились новые экологичные и безопасные комплексы по изготовлению резиновой крошки. В частности, такие комплексы действуют в Самаре, Курске, Твери, Вязьме. Построен центр переработки в Приморье, многим предприятиям, работающим в данной отрасли, помогла запустить производство франшиза.

Практически каждый крупный автомобильный сервисный центр в России принимает у автолюбителей старые покрышки. Часто за сдачу покрышек приходится доплачивать, хотя некоторые сервисы принимают их бесплатно. Компании все чаще заключают договора с перерабатывающими предприятиями, сдавая на переработку существенные объемы старой резины.

Сдать покрышки на переработку можно на заводах и комплексах, которые занимаются получением вторичного сырья, а также в автосервисах. При этом стоит учесть, что крупные предприятия обычно не принимают шины от населения из-за малого объема сдаваемого продукта, поэтому гражданам приходится отслеживать акции в автосервисах, чтобы избавиться от одного-двух комплектов резины.

шиномонтаж

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1099
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Оборудование для переработки шин в крошку


Для переработки шин в крошку цена оборудования не является запредельной. Однако стоимость комплекта оборудования 10–15 млн рублей следует считать минимальной. Выбор оборудования для переработки шин в крошку достаточно широк. Есть линии российского производства и импортные. Выбирая оборудование, не очень обращайте внимание на бренды.

утилизация покрышек

Линия по переработке покрышек

Если есть возможность, посетите уже действующее производство и выслушайте все о проблемах этого производства. При покупке оборудования лучше ориентироваться на комплектные линии, однако некоторые компоненты можно использовать свои или приобрести отдельно. Вот минимальный перечень комплекта оборудования:

  • измельчители (шредер, гидравлические ножницы, ленторез);
  • сепараторы (воздушный и магнитный);
  • транспортеры;
  • вибросита.

В составе производства желательно иметь небольшую пиролизную установку или узел сжигания побочных материалов, так как отходы текстильных нитей, загрязненные резиновой крошкой, не подлежат захоронению.

Измельчители – это ключевой пункт при выборе оборудования.

От их удачного выбора на 90% зависит успешность работы производства. Необходим первичный измельчитель (шредер), который превращает шины в куски малого размера (до 150–300 мм). Это оборудование испытывает огромные механические нагрузки и подвержено относительно быстрому износу. Нужно быть готовыми к необходимости закупок запчастей. При производительности более 1000 кг покрышек в час лучше использовать шредеры европейских производителей. Лучшие из них многовалковые и их применение существенно облегчает все последующие стадии. Вторичный измельчитель – это, в основном, роторно-ножевые дробилки и кулачковые экструдеры. Последний вариант относится к «бюджетным» при закупке, но энергоемок и характеризуется высоким износом рабочего узла.

Транспортеры, сепараторы и вибросита производятся в России и у надежных производителей имеют высокое качество.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1929
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Экономика и экология

Польза для экономики от переработки автопокрышек неоспорима. В ряде стран горючий газ, который выделяется при термической обработке шин, используют для обогрева помещений, также с его помощью вырабатывают электричество. Жидкие продукты пиролиза находят свое применение при производстве пластика, а измельченные частицы резины — прекрасное сырье для асфальтного битума.

прибыльная переработка шин

В то же время вторичная переработка авторезины позволяет избежать загрязнения окружающей среды.

Обратите внимание! Разложение шин в земле продолжается более 100 лет, все это время из старых покрышек постоянно вымываются опасные и токсичные соединения, такие как фенантрен, дифениламин и многие другие. Все они остаются в почве, а затем вымываются грунтовыми водами и дождевыми осадками, попадая в источники питьевой воды и объекты сельского хозяйства.

Таким образом, в ближайшие годы способы утилизации покрышек будут совершенствоваться, а объемы переработки резины – расти. Особенно это касается развитых стран, где экологические вопросы и вторичное использование материалов давно находятся под пристальным вниманием и самих граждан, и властей.

Ситуация в России пока напоминает положение дел в странах Африки, но принципы ответственного потребления понемногу проникают в сознание и наших граждан. Через несколько десятков лет и сами автолюбители, и представители бизнеса будут точно знать, что и как нужно делать со старыми шинами, чтобы извлечь из них максимальную пользу для себя и окружающей природы.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1527
Источник: https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html

Бизнес-план переработки автомобильных шин

Основной продукцией при переработке покрышек в крошку является резиновая крошка. Проблемы с реализацией металлических отходов нет. Резиновая крошка используется достаточно широко, но разные потребители предъявляют к ней различные требования. Поэтому лучше всего ориентироваться на 3–4 основных потребителя со стабильными объемами потребления. Вот основные направления использования этого виды сырья:

  • компонент асфальтобетонного дорожного покрытия;
  • производство покрытий для площадок (как спортивных, так и детских игровых);
  • компонент резиновых смесей для отдельных видов изделий (прокладок под рельсы, неответственных демпферных подушек, шин для некоторых видов не скоростного транспорта и др.);
  • компонент в изготовлении кровельных материалов.

бизнес план переработки автомобильных шин

Тротуарная плитка из резиновой крошки

Ниже мы приведем ориентировочный бизнес-план, который позволяет вчерне оценить перспективность такого производства. При расчетах стоимость вторичной резиновой крошки следует принимать в пределах 15000–20000 руб. за тонну. Оценивать будем производство мощностью 1000 кг покрышек в час, работающее в одну смену на арендованных площадях. Рассмотрим оптимистический вариант и пессимистический (цифры в скобках).

Капитальные затраты (в рублях) – 10,6 млн. (16.1 млн.):

  • закупка оборудования 10000000 (15000000);
  • монтаж 500000 (800000);
  • оформление документации (регистрация ИП, лицензирование) – 100000 (300000).

Текущие затраты (в месяц) – 400 тыс.руб. (800 тыс.руб.):

  • зарплата рабочих и сотрудников офиса 150000–200000;
  • транспортные расходы 50000 (100000);
  • энергозатраты 50000 (150000)
  • аренда 100000 (250000);
  • прочие расходы (связь, налоги, коммунальные платежи и др.) 50000 (100000).

Реализация в месяц – 3264 тыс.руб (2448 тыс.руб).

  • реализация резиновой крошки – 160 тонн в месяц с учетом простоев – 3200000 (2400000);
  • реализация отходов металла – 8 тонн в месяц – 64000 (48000).

Месячный доход по оптимистическому сценарию составляет 2864 тыс. рублей и окупаемость – 4 месяца. По пессимистическому сценарию месячный доход 1648 тыс. рублей, а окупаемость 10 месяцев. Реальный сценарий, особенно в начале деятельности предприятия ближе к пессимистическому. Но как видно, деятельность по переработке шин, при должной организации дела, это выгодный бизнес.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2253
Источник: http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 23808
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://vtorothody.ru/pererabotka/avtomobilnyh-shin.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 6799 (29%)
  2. https://vtothod.ru/pererabotka/osobennosti-pererabotki-avtomobilnyh-shin: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 7405 (31%)
  3. http://101biznesplan.ru/idei/proizvodstvo/pererabotka-pokryshek-kak-biznes.html: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 9604 (40%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий